CDE, Common Data Environment -комплекс программно-технических средств, представляющих единый источник данных, обеспечивающий совместное использование информации всеми участниками инвестиционно-строительного проекта. Среда общих данных основана на процедурах и регламентах, обеспечивающих эффективное управление итеративным процессом разработки и использования информационной модели, сбора, выпуска и распространения документации между участниками инвестиционно-строительного проекта.
В проектных организациях информация о проектах хранится с различным уровнем упорядочивания. И это прекрасно, когда имеется фиксированный порядок именования и размещения папок и файлов, распределены права доступа, имеются инструкции по размещению и хранению данных на сервере или в облаке. Особое значение четкое упорядочивание и организация данных имеет при проектировании с использованием BIM-технологии. Возникает масса нюансов, связанных с необходимостью совместной работы над моделью, и при отсутствии эффективной структуры организации данных, работа просто обречена на провал.
Структура папок
Иерархическая структура папок при работе с BIM-моделью может быть разной, в зависимости от задач проекта, его характеристик, и прочих факторов. Однако, имеется проверенный временем принцип организации папок внутри одного проекта, который рекомендуется использовать BIM-менеджерам и координаторам при организации всего BIM-процесса. Это так называемая «Среда общих данных»
В структуре среды общих данных выделяются четыре кластера информации, которые могут быть представлены в виде соответствующей папки или набора папок. Именование этих частей структуры принимают в соответствии с зарубежными стандартами.
- WORK IN PROGRESS — файлы семейств и проектов, находящиеся в текущей работе, не завершенные (как правило, локальные файлы конкретных исполнителей).
- SHARED — файлы, выложенные в общий доступ, для взаимодействия в рамках совместной работы .
- PUBLISHED — опубликованные документы.
- ARCHIVE — архивные файлы.
Немного подробнее об областях хранения:
WORK IN PROGRESS (WIP) — В РАБОТЕ
WIP — область хранения рабочих моделей, над которыми осуществляется текущая работа. Модели в данной области не завершены и не имеют необходимого уровня проработки (при котором файлы с моделями могут использоваться в виде трехмерных ссылок или заданий на проектирования смежникам). Доступ другим участникам к этой области закрыт.
Примеры директории WIP в общей среде проекта:
- Локальный файл, хранящийся на локальном диске (компьютере) разработчика, который он редактирует перед отправкой / копированием на сервер;
- Файл в хранилище Autodesk Vault Professional со статусом WIP, не видимый для остальных пользователей;
- Центральный файл Revit + локальные копии пользователей, осуществляющих совместную работу в рамках одного раздела.
SHARED — ОБЩИЕ
SHARED – область, в которой разработанные ранее в локальном формате материалы выкладываются в папку с открытым доступом. Файлы должны быть предварительно проверены и освобождены от всего лишнего — неиспользуемых ссылочных файлов, элементов модели и т.п.
Открытый доступ дает возможность их использовать в форме задания (ссылки) для разработки смежных разделов.
Файлы различных разделов используются в целях координации проекта в рамках сводной BIM-модели, проведения проверок на коллизии, выгрузки запрашиваемых данных для заказчика.
Важный момент в области SHARED — это наличие защиты выложенных материалов от внесения изменений после публикации. Это производится выбором не редактируемых форматов или средствам администрирования.
Для Заказчика в области SHARED нужно организовать отдельную часть, где должны храниться только те файлы, которые необходимы для решения вопросов с Заказчиком.
Примеры директории SHARED в общей среде проекта:
- Общий сервер компании, в который загружаются файлы всеми участниками проекта, после чего фиксируется версия этих файлов;
- Система электронного хранилища, в которой фиксируется версия загруженных файлов;
- Облачная система хранения файлов, в которую загружаются материалы участников проекта ответственным лицом, имеющим доступ на изменение файлов с поддержкой синхронизации диска и локальной папки (локальная папка, у которой нет прав редактирование у конечного пользователя – shared).
PUBLISHED — ОПУБЛИКОВАНО
PUBLISHED – область, в которую выкладываются завершенные, утвержденные участниками проекта внутри команды материалы по определённому этапу, для передачи участникам проекта за пределы проектной команды.
Основное отличие области PUBLISHED от SHARED: в SHARED находятся материалы текущего состояния (этапа жизненного цикла) информационной модели, появившиеся на стадии Предпроект в формате общей концепции. Затем модель уточняется, детализируется, наполняется данными. В области PUBLISHED находятся «моментальные снимки» модели на определенный момент времени: модель и файлы документации стадии Предпроект, Проектная документация, Рабочая документация в разных версиях, и т.п., только в не редактируемых форматах (PDF, DWF — для чертежей и NWD и 3D DWF для моделей).
Примеры области PUBLISHED:
- Корпоративный сервер, на который выкладываются материалы участников проекта ответственным лицом, имеющим доступ на корректировку файлов. Все материалы копируются из папок области SHARED в соответствии с имеющейся структурой формирования материалов (например, по разделам проектной документации или комплектам рабочей документации).
- Система электронного хранилища, в которой фиксируется версия загруженных файлов и данная версия защищается от удаления;
ARCHIVE — АРХИВ
Область ARCHIVE – директория, в которую загружаются данные из области PUBLISHED после их окончательного утверждения или аннулирования. Материалы в Архиве не могут быть отредактированы (можно только создать новую версию файлов).
Организационная структура среды общих данных
COD может быть организована разделением проекта двумя основными способами:
разделение сначала на разделы, с последующим разделением на области CDE
разделение сначала на области CDE, а потом на разделы проекта.